Философия науки после Хайдеггера: взгляд Владимира Бибихина
Ключевые слова:
современная философия, философия науки, Мартин Хайдеггер, Владимир Бибихин, спекулятивный реализмАннотация
Хотя утверждение Хайдеггера о том, что «наука не мыслит», на первый взгляд предполагает, что обращение к хайдеггеровской философии невозможно для тех философских подходов, которые трактуют научную рациональность как действительно, а не иллюзорно познающую мир, в современной философии мы встречаем ссылки на Хайдеггера и у философов, отношение которых к науке отличается от такового у Хайдеггера. Тем не менее их работы не претендуют на развитие основного нерва хайдеггеровской мысли. В статье демонстрируется, что серьёзное отношение к науке возможно и в философии, напрямую продолжающей мысль Хайдеггера, что мы и обнаруживаем в работах Владимира Бибихина. Отталкиваясь от критики техники у Хайдеггера, русский философ отводит хайдеггеровский упрёк от науки, трансформируя понятие «постава» до «грабежа», под которым понимает нетехничную мысль, не дорастающую до серьёзной науки. Бибихин утверждает, что возможна наука, свободная от грабежа и следующая критерию узнавания познаваемого как своего; перспективу такой науки русский философ обнаруживает у Леонардо да Винчи. Это позволяет Бибихину в курсе «Лес» активно опираться на эмпирические факты и концепции естественных наук. Подобная трансформация связана также с тем, что Бибихин не следует онтико-онтологическому различию Хайдеггера догматически. В мысли Бибихина наука и экзистенциально, и онтологически ориентирована на мир, на то, что есть, что позволяет поместить русского философа в семейство современных философских проектов реализма.