Проблемы преподавания истории русской философии в высшей школе

Авторы

  • К. М. Антонов Свято-Тихоновский православный университет. Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1
  • В. В. Ванчугов Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Ломоносовский пр., д. 27, к. 4
  • Н. И. Герасимов Дом русского зарубежья им. А. Солженицына. Российская Федерация, 109240, г. Москва, Нижняя Радищевская ул., д. 2
  • К. В. Забелин Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Ломоносовский пр., д. 27, к. 4
  • А. В. Малинов Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета. Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5
  • М. А. Маслин Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Ломоносовский пр., д. 27, к. 4
  • В. Н. Порус Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
  • В. В. Сидорин Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
  • А. А. Тесля мысли. Балтийский федеральный университет имени Им- мануила Канта. Российская Федерация, 236041, г. Калининград, ул. Александра Невского, д. 14
  • Н. А. Червяков Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Ломоносовский пр., д. 27, к. 4
  • А. В. Шиндяпин Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Ломоносовский пр., д. 27, к. 4
  • М. В. Шпаковский Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Ключевые слова:

история русской философии, историография русской мысли, проблемы преподавания, университетская философия, философия в ВУЗах

Аннотация

Предлагаемый материал представляет собой заочную дискуссию о проблемах преподавания истории русской философии в высшей школе. Авторам было предложено ответить на шесть вопросов, отражающих, по мнению редакции, основные проблемные узлы и конфликтные темы вокруг преподавания данной учебной и научной дисциплины:

  1. Менялся ли интерес студентов к истории русской философии в последние годы (десятилетия) и, если да, какова динамика и причины этих изменений?
  2. Русский философский «канон» (по крайней мере, в широком общественном сознании) выстроен прежде всего вокруг истории общественной мысли с якобы ключевыми тематическими узлами в виде проблемы цивилизационного выбора, русской идеи и т.д., а также софиологии, соборности и ряда иных религиозно-философских концептов; считаете ли Вы необходимым трансформацию/пересмотр «канона» и, если да, как именно он может быть пересмотрен?
  3. В историографии русской философии первой половины XX в. были сформулированы специфические характеристики русской философской мысли, плотно укоренившиеся в итоге как в общественном сознании, так и в преподавательской практике – литературоцентричность русской философии, её панморализм, тяготение к историософии, антропоцентризм, главенство религиозной философии и т.д. Не является ли такая «мифология» препятствием для адекватного и актуального восприятия русской философии? Нет ли проблемы в том, что язык современной истории русской философии остаётся во многом языком самоописания русской философии второй половины XIX – первой половины XX в.?
  4. Нужно ли актуализировать русское философское наследие, рассматривать историю мысли в связи с современностью, «переводить» философов прошлых веков на язык современной философии? Каковы могли бы быть пути этой актуализации?
  5. Видите ли Вы недостаточность системной подготовки историков русской философии в высшей школе – отсутствие специальных курсов (источниковедение, архивоведение, текстология, древние языки, научное комментирование и др.)? Какие ещё изъяны в системе философского образования кажутся Вам наиболее существенными в контексте поставленной проблемы?
  6. Какие ещё проблемы и трудности в преподавательской и исследовательской практике, связанной с историей русской философии, кажутся Вам наиболее значительными?

Ответы на эти вопросы могут прояснить и наметить пути развития как преподавания истории русской философии, так и в целом отечественного историко-философского сообщества.

К дискуссии присоединились не только ведущие специалисты по истории русской философии (МГУ, СПбГУ, БФУ, ПСТГУ, НИУ ВШЭ и др.), но и молодые преподаватели и исследователи, а также студенты философского факультета МГУ – таким образом, читателю предлагается мнение обеих сторон образовательного процесса и разных поколений.

Загрузки

Опубликован

2023-10-02

Как цитировать

Проблемы преподавания истории русской философии в высшей школе. (2023). Отечественная философия, 1(2), 29-73. https://np.iphras.ru/article/view/9080