Восприятия, эйдосы и божественные идеи: опыт аналитического прочтения эпистемологии, философии восприятия и метафизики архиепископа Никанора (Бровковича)

Авторы

  • М.В. Шпаковский Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Ключевые слова:

Никанор (Бровкович), метафизика, эпистемология, теизм, эссенциализм, божественный концептуализм, божественные идеи, врождённые идеи, феноменализм, русская философия

Аннотация

В данной статье я предпринимаю попытку реконструировать ключевые разделы философии архиепископа Никанора (Бровковича) – эпистемологию, метафизику и теорию идей и идеального познания – методами аналитической философии. В первой части я показываю, как Никанор обосновывает особую форму реализма, согласно которой скоррелированное взаимодействие когнитивного аппарата, априорных способностей и понятий с внешними объектами производит в нас убеждение и веру в существование внешнего мира. Существенным элементом этого обоснования является критическая переработка феноменализма Дж.С. Милля и введение принципа двойной причинности, согласно которой восприятия (чувственные данные) производятся совокупным действием объекта и субъекта восприятия. Во второй части я рассматриваю механизмы производства понятий рассудком и «процедуру сличения», которая связывает чувственные данные и представления с определённой врождённой идеей в разуме. В третьей части я реконструирую теорию антиномических эйдосов Никанора, выделяя в них два аспекта: первый, который характеризует эйдос как божественную идею; второй характеризует эйдос как партикулярное, реализованное сущее. Указываются конкретные лейбницианские истоки этой теории и, в частности, обосновывается, что партикулярный эйдос должен пониматься в большей степени как субстанциальная форма и закон, чем монада. Реконструируются отношения между эйдосами и, в частности, рассматривается детерминизм эйдосов и связь между ними в форме сети законов и причин. В четвёртой части реконструируется учение о «сокровищнице идей» и процессы познания идей у человека. Я показываю, что идея-эйдос должна связываться с понятием сущности, схожим с лейбницевским понятием индивидуальной сущности. Наконец, в пятой части я предлагаю свои поправки к теории Никанора, в частности предлагаю отказаться от антиномической теории эйдоса, разделив идеи и субстанциальные формы, а также бегло сопоставляю идеи Никанора с со временными аристотелевскими и лейбницианскими подходами к эссенциализму, эпистемологии сущности и пробую найти им место среди теорий божественного концептуализма.

Биография автора

  • М.В. Шпаковский, Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

    Кандидат философских наук, научный сотрудник.

Загрузки

Опубликован

2025-04-11

Выпуск

Раздел

Исследования

Как цитировать

Восприятия, эйдосы и божественные идеи: опыт аналитического прочтения эпистемологии, философии восприятия и метафизики архиепископа Никанора (Бровковича). (2025). Отечественная философия, 2(4), 84-129. https://np.iphras.ru/article/view/11085