О дурной бесконечности, или История отечественной философии на исходе первой четверти XXI века
Ключевые слова:
история русской философии, русская философская эмиграция, «эпоха возвращения имён», канон, деполитизация философии, искажение историографической перспективы, реконтекстуализацияАннотация
На протяжении второй половины 1980–1990-х гг. отмечался ярко выраженный всплеск интереса – как широкой общественности, так и профессионального сообщества – к истории русской философии. Однако к началу XXI в. этот интерес остался фактически лишь у тех, кто так или иначе связал с этой предметной областью свою профессиональную траекторию. При этом речь, как правило, шла об историко-философских исследованиях: вопрос об отечественном философском наследии как пространстве критической и творческой рецепции как будто даже перестал ставиться – «эпоха возвращения имён» сменилась разочарованием. К этому привёл целый комплекс болезненных и сложных причин: оформившаяся в качестве доминирующей стратегия механического воспроизводства, в значительной степени блокирующая распространение интерпретационных инноваций; обнаружившийся концептуальный и методологический разрыв отечественной философии (как её наследия, так и современного на тот момент профессионального сообщества) с современной философской мыс лью; ложный резонанс между культурно-исторической ситуацией эмиграции, во многом определившей её консервативные стратегии в области философии и её историографии, и но вой, остро переживаемой политической и культурной эпохой; радикальная политизация русской философии, вновь и вновь навязывающая бинарную логику в оценке современных перспектив отечественной философской истории. В 2000-е гг. ситуация усугубилась своего рода корпоративным разломом, а также целым рядом иных обстоятельств – снижением напряжения соответствующей историко-философской работы, общим дефицитом амбициозных исследовательских программ, давлением наукометрической политики, «удачно» совпавшей с иллюзорной доступностью отечественного философского наследия. В конечном итоге на исходе первой четверти XXI в. история русской философии как научная и научно-образовательная дисциплина существует преимущественно в трёх пересекающихся модусах – юбилейно-мемориальном, политико-идеологическом и спекулятивно-инерционном, каждый из которых основывается на ретроспективном векторе. Преодоление кризиса истории русской философии могло бы быть связано с последовательной ревизией моделей и языков описания, созданных предшествующей историографией, отказом от радикальной политизации отечественного философского наследия, переформатированием дисциплинарного ландшафта через превращение академического историко-философского освоения и научной актуализации в современном философском контексте в базовые исследовательские стратегии.