Э.В. Ильенков и Московский логический кружок: материалы полемики
Ключевые слова:
диалектическая логика, гносеология, восхождение от абстрактного к конкретному, специфика мышления, тождество мышления и бытия, А.А. Зиновьев, М.К. МамардашвилиАннотация
В публикации освещается почти забытый спор между двумя течениями отечественной философии, возникшими на пороге «оттепели». Их лидерами стали вчерашние аспиранты МГУ Э.В. Ильенков и А.А. Зиновьев. Спор развернулся вокруг методологии «Капитала» К. Маркса, а затем перерос в дискуссию о предмете диалектической логики и о специфике мышления. В архиве Ильенкова сохранились тезисы его выступлений и критические заметки о позиции Зиновьева и его сторонников из Московского логического кружка. Эти материалы публикуются ниже. В сопроводительной статье реконструируются контексты полемики – теоретические, историко-культурные и личностные – и взвешиваются аргументы сторон. Показана неправомерность характеристики Ильенкова как «гносеолога». Отстаиваемый им тезис о диалектическом тождестве мышления и бытия сводит на нет само различие между гносеологией и онтологией. Вскрыты кантианские истоки решения проблемы специфики мышления у Зиновьева и его учителей, профессоров МГУ. Все они декларировали различие между «субъективной диалектикой» в человеческой голове и «объективной диалектикой» внешнего мира – в противовес принципу тождества мышления и бытия, который расценивали как мистику «гегельянщины». Ильенков же указывал, что это тождество совершается перед нашими глазами на практике – в процессах человеческого труда.